История вышивки

Народный художественный промысел, также известный как калужская цветная перевить, появился в приокских деревнях и сёлах с давних времен.

До революции местные жительницы в основном украшали вышивкой традиционные костюмы.

В 1924 году с целью сохранить народный промысел была образована артель вышивальщиц в Тарусе.

Орнаменты создавались на основе калужской цветной перевити при участии крупных специалистов по народному творчеству Марии Федоровны Якунчиковой и Натальи Яковлевны Давыдовой, а также художницы Маргариты Николаевны Гумилевской. Жительницы Тарусского района привносили традиционные мотивы в вышивку на основе сохранившихся в их семьях предметов одежды. Маргарита Николаевна стала помещать на вышивку изображения тарусской природы, перерабатывая уже существующие узоры.

В 1964 году Тарусская артель была преобразована в Тарусскую фабрику художественной вышивки, которая занимается выпуском продукции и по сей день.

В городке Таруса Калужской области существует народный художественный промысел вышивки, основанный в 1923 году художниками «поленовского круга , собравшими народную вышивку, произведенную в этой местности.

Вышивка настолько уникальна и самобытна, что по праву стала гордостью Калужской области.

На промысле в Тарусе работало в 70-е годы 20 века более 600 работников, изделия продавались на международном и внутреннем рынке, удостаивались высоких наград.

После 90-х годов 20-го века число работников- уникальных мастериц сократилось до 15-20 человек. Сейчас работающих вышивальщиц 3-4 человека.

Тарусская вышивка является признанным национальным достоянием. В.М. Зайцев — прославленный модельер выразил свою поддержку проекта возрождения промысла.

Тарусскую вышивку можно встретить и на некоторых пятиэтажных панельных домах в Калуге — благодаря стараниям калужских архитекторов, торцы домов, построенных в 1960-е годы, стали украшать керамической мозаикой, повторяя традиции мастериц народного промысла.

Сейчас эта эксклюзивная идея по достоинству оценена краеведами — каменный орнамент по возможности охраняется калужанами.

О вышивке

«Тарусская  перевить»*(иногда «Калужская») по праву может считаться жемчужиной рукоделия Kалужской  области. С XVII века многие поколения женщин бережно сохраняли ремесло, образные традиции, технические приемы, способы и секреты выполнения этой вышивки. Благодаря труду и усердию вышивальщиц промысел дошел до наших дней.

Таруса-маленький городок на Оке – место, где промысел приобрел необычайное развитие и прославил этот край. Мастерицы сохранили культуру, мастерство и достигли высочайших художественных высот.

По инициативе Натальи Меглицкой – художника-модельера, коллекционера и преданного ценителя «Тарусской перевити» был создан проект поддержки этого (утихающего в наши дни) народного промысла.

-В чем состоит ценность вышитых изделий?

-Традиционно в Тарусе производились полотенца, скатерти, постельное и столовое белье, богато украшенное вышивкой – «перевитью». Также,  производилась  одежда:  рубахи и косоворотки мужские,  женские блузы,  жакеты, платья, костюмы, детская одежда, одежда для сна, крестильные рубахи,  головные уборы, сувениры с вышивкой и другое. В основном, для этих изделий использовался натуральный лен, в 70-годы- лен с лавсаном, иногда шерсть , а также батист. Использовались ткани, технически пригодные для сложной техники – перевить.

-Вышивка ценна, прежде всего, необычайно гармоничными цветовыми сочетаниями, мягкими ньюансными оттенками или же акцентами красного и желтого.

 -Вышивка – строга и проста, она  затрагивает потаенные струны души, звучание  генетической  памяти предков.

Дизайнерские приемы в традиционной вышивке – это:

-Вышивка – «перевить» это магия ручной работы, душевности и тепла рукодельницы, восторг от красоты  природы и цвета. Наиболее традиционные колористические связи: — это 4 цвета. Назвать их  трудно – это тонкие и «ньюансные» сочетания с нежными и контрастными традиционными «народными» цветами — красным, синим, желтым,  белым. Все сочетания тарусской вышивки – художественны, а пропорции распределения цвета — строго выверены. В этом суть данной традиции. Вид вышивки –«счетная» по счету ниточек, выдернутых для сетки-«выреза».Способ вышивки-перевивание ниток полотна ниткой мастерицы.

История промысла

Основанная в 1924 году Н.Давыдовой  и  М.Якунчиковой, «Артель вышивальщиц» начала производить красивейшие изделия с народной вышивкой (полотенца, скатерти и др.). М.Якунчикова собирала и хранила вышивки калужских деревень, более того, она организовала их сбыт. С 1920-х годов и вплоть до 1970-х уникальные изделия выставлялись на промышленных европейских выставках, где имели большой успех.

Преемницей основателей «Артели» стала художник М.А.Гумилевская. Развивая промысел, Гумилевская и ее сподвижники его расширили, и артель преобразовалась в «Фабрику художественной вышивки» – гордость Тарусы. Во времена расцвета фабрики, который пришелся на 1960-е – 1970-е годы, на промысле трудилось до 600 человек, де факто превращая ее в градообразующее предприятие. В эти годы, не утратив своей уникальности, продукция стала массовой, при этом оставаясь конкурентоспособной на рынке СССР и Европы.

В 1980-е годы вышивка становится объектом престижа, с фабрикой сотрудничают лучшие художники-модельеры и художественные ВУЗы страны (Зайцев, Веселов, Пелевина и др.). Изделия выставляются на художественных выставках, показах моды, фестивалях в России и за границей. Фабрика являлась  одним из центров отечественной моды и местом учебной практики для студентов художественных ВУЗов (как хранитель народных традиций в костюме) – подчеркивая уникальность Тарусы.

Теперь с 2011г  — фабрика практически исчезает. …Это проблема для всех , причастных к промыслу.

Прокрутить вверх