«Тарусская перевить»*(иногда «Калужская») по праву может считаться жемчужиной рукоделия Kалужской области. С XVII века многие поколения женщин бережно сохраняли ремесло, образные традиции, технические приемы, способы и секреты выполнения этой вышивки. Благодаря труду и усердию вышивальщиц промысел дошел до наших дней.
Таруса-маленький городок на Оке – место, где промысел приобрел необычайное развитие и прославил этот край. Мастерицы сохранили культуру, мастерство и достигли высочайших художественных высот.
По инициативе Натальи Меглицкой – художника-модельера, коллекционера и преданного ценителя «Тарусской перевити» был создан проект поддержки этого (утихающего в наши дни) народного промысла.
-В чем состоит ценность вышитых изделий?
-Традиционно в Тарусе производились полотенца, скатерти, постельное и столовое белье, богато украшенное вышивкой – «перевитью». Также, производилась одежда: рубахи и косоворотки мужские, женские блузы, жакеты, платья, костюмы, детская одежда, одежда для сна, крестильные рубахи, головные уборы, сувениры с вышивкой и другое. В основном, для этих изделий использовался натуральный лен, в 70-годы- лен с лавсаном, иногда шерсть , а также батист. Использовались ткани, технически пригодные для сложной техники – перевить.
-Вышивка ценна, прежде всего, необычайно гармоничными цветовыми сочетаниями, мягкими ньюансными оттенками или же акцентами красного и желтого.
-Вышивка – строга и проста, она затрагивает потаенные струны души, звучание генетической памяти предков.
Дизайнерские приемы в традиционной вышивке – это:
-Вышивка – «перевить» это магия ручной работы, душевности и тепла рукодельницы, восторг от красоты природы и цвета. Наиболее традиционные колористические связи: — это 4 цвета. Назвать их трудно – это тонкие и «ньюансные» сочетания с нежными и контрастными традиционными «народными» цветами — красным, синим, желтым, белым. Все сочетания тарусской вышивки – художественны, а пропорции распределения цвета — строго выверены. В этом суть данной традиции. Вид вышивки –«счетная» по счету ниточек, выдернутых для сетки-«выреза».Способ вышивки-перевивание ниток полотна ниткой мастерицы.
История промысла
Основанная в 1924 году Н.Давыдовой и М.Якунчиковой, «Артель вышивальщиц» начала производить красивейшие изделия с народной вышивкой (полотенца, скатерти и др.). М.Якунчикова собирала и хранила вышивки калужских деревень, более того, она организовала их сбыт. С 1920-х годов и вплоть до 1970-х уникальные изделия выставлялись на промышленных европейских выставках, где имели большой успех.
Преемницей основателей «Артели» стала художник М.А.Гумилевская. Развивая промысел, Гумилевская и ее сподвижники его расширили, и артель преобразовалась в «Фабрику художественной вышивки» – гордость Тарусы. Во времена расцвета фабрики, который пришелся на 1960-е – 1970-е годы, на промысле трудилось до 600 человек, де факто превращая ее в градообразующее предприятие. В эти годы, не утратив своей уникальности, продукция стала массовой, при этом оставаясь конкурентоспособной на рынке СССР и Европы.
В 1980-е годы вышивка становится объектом престижа, с фабрикой сотрудничают лучшие художники-модельеры и художественные ВУЗы страны (Зайцев, Веселов, Пелевина и др.). Изделия выставляются на художественных выставках, показах моды, фестивалях в России и за границей. Фабрика являлась одним из центров отечественной моды и местом учебной практики для студентов художественных ВУЗов (как хранитель народных традиций в костюме) – подчеркивая уникальность Тарусы.
Теперь с 2011г — фабрика практически исчезает. …Это проблема для всех , причастных к промыслу.